Меню
NEWTONEKINDER

Вышивки гладью

Разновидностей вышивки гладью существует множество. Рассмотрим только некото рые из них.

Односторонняя гладь. Односторонняя гладь применяется при вышивке на подушках, скатертях и одежде крупных рисунков цветов и растений. В некоторых областях нашей страны одностороннюю гладь называют верхошвом или владимирским швом.

Начинать эту вышивку лучше всего с острого конца листа. Сначала делается один длинный стежок к самому центру вершины листа. Потом поочередно заполняется сначала одна часть листа, а потом — другая в направлении сверху вниз.

При вышивании цветков стежки располагаются к центру лучами. Серединка цветка выполняется глухой сеткой.

Двусторонняя гладь. Простая двусторонняя гладь очень широко распространена в чешской и венгерской национальных вышивках. Причем в чешской вышивке чаще всего берутся одноцветные нитки, в венгерской же — нитки различных цветов.

Очень красиво смотрится вышивка, выполненная нитками мулине золотисто-соло менного цвета в два сложения.

Двусторонняя гладь выполняется заполнением контура рисунка плотно прилегающи ми друг к другу стежками. Для этого вида глади характерна одинаковая величина и рас положение стежков на изнаночной и лицевой стороне, что создает двусторонний рисунок И спользуется этот шов для вышивки узких листьев и лепестков, причем вышивка, как правило, ведется косой гладью. Лист или лепесток выполняется гладью только напо ловину. Вторая же половина, как обычно, вышивается разнообразными отделочно-деко ративными швами: стебельчатым, строчкой и т. п. Сердцевина цветка может быть выполнена в виде узелков. По технике выполнения двусторонняя гладь напоминает счетную. Для того чтобы вышивка получилась более аккуратной, контур рисунка предвари тельно прошивается мелкими стежками швом вперед иголку.

Александрийская гладь. Еще одна разновидность гладьевой вышивки — алексан дрийская гладь. Возникла она сравнительно недавно в городе Александрове Владимир ской области и народной основы не имеет.

Для александрийской глади характерны растительные узоры с условными формами, и цветами. Например, с красными ягодами в этой вышивке могут сочетаться листья темно- коричневого цвета, с голубыми цветами — оранжевые листья. Узор может вышиваться и однотонными нитками.

Для вышивки чаще всего применяются нитки мулине или шелковые нитки. Их тол щина зависит от плотности ткани, по которой ведется работа.

Техника выполнения александрийской глади примерно та же, что и техника выполне ния простой двусторонней глади. Узоры, выполненные гладью, дополняются всевозможны ми декоративными швами: стебельчатым, тамбурным, строчкой, козликом и т. п.

Иногда в александрийской глади применяется контурная гладь, или полугладь . Она заполняет не весь элемент рисунка, а только какую-то его часть. Стежки делаются разной длины и ведутся от края элемента к середине.

Листья и лепестки могут также вышиваться наполовину двусторонней гладью, напо ловину сеточкой или восьмеркой.

В александрийской глади распространен переход тонов: нитки двух-трех тонов плав но переходят друг в друга. Как правило, подобным образом вышиваются ягоды или цветы. При этом вышивка берет начало от центра цветка. Стежки разного размера располага ются по направлению к центру, и вышиваются два-три лепестка. Затем нитка другого тона вводится в другую нитку, и продолжается выполнение вышивки, причем эти стежки располагаются таким образом, чтобы они немного перекрывали предыдущие.

Белая гладь. Эта гладь при выполнении требует особой тонкости. Ею вышиваются тонкие белые ткани типа маркизета, батиста, шифона, тонкого галантерейного шелкового полотна и т. п. Нитки, как правило, используются шелковые или мулине белого цвета в 1-2 сложения. Могут применяться и хлопчатобумажные нитки высоких номеров: №№ 50, 60, 80 — при выполнения стягов и сеток.

Главными мотивами рисунков, выполняемых белой гладью, чаще всего бывают цветы и листья, составляющие гирлянды, венки и букеты.

Особую привлекательность вышивке придают переходы от выпуклого, рельефного, элемента к элементу, выполненному прорезной гладью, стягами или сетками. Это значи тельно украшает одноцветный узор вышивки. При выполнении белой глади широко ис пользуются разнообразные декоративные швы: стебельчатый, петля, узелок и др.

Белой выпуклой гладью украшаются блузки, нижнее белье, воротники, носовые платки, салфетки. Для того чтобы узор получился выпуклым, предварите.л ьно кладется настил, который потом вышивается гладью. При этом настил выполняется такими же нитками, что и сама вышивка. Важно следить за тем, чтобы стежки настила были распо ложены в противоположном направлении от стежков глади. Настил может выполняться швом вперед иголку, восьмеркой и другими швами.

Мушки, листья и листья в раскол, гладьевый валик, узелки, вышивка рококо и др. — все это элементы вышивки белой рельефной гладью.

Кружочки (пышечки) выполняются гладью с настилом. Для того чтобы кружочек был более выпуклым, настил можно сделать двойным, тройным и т. д.

По края м- кружочки обычно обшивают такими швами, как строчка, стебельчатый, узелки.

Подкладная восьмерка применяется для выполнения целых частей рисунка или его элементов. Выполняется с лицевой стороны ткани. Сначала игла проводится с изнаночной стороны на лицевую на расстоянии 2 мм от начала вышивки, выполняется стежок по контуру рисунка справа налево, игла вводится в край контура и проводится по изнанке к противоположному контуру, опять делается стежок такой же длины, и игла ведется по изнанке. Снова делается маленький стежок по лицевой стороне, и ткань прокалывается точно в том месте, где кончается предшествующий стежок.

Одинаковые по форме и размерам элементы узора могут вышиваться различными способами — насколько хватит фантазии мастерицы. Например, листики могут выши ваться разными способами:

— в белой глади листья можно вышивать так же, как и в простой двусторонней глади;

— листья можно вышивать подкладной восьмеркой;

— листья больших размеров можно вышивать следующим образом:

а) половина листа выполняется косой гладью с настилом, а вторая половина — под кладной восьмеркой;

б) половина листа вышивается контурной гладью, а другая половина — стебельчатым швом или строчкой, украшенной узелками;

в) весь лист выполняется прямой гладью с настилом. Цветы в белой глади тоже могут быть вышиты.п о-разному:

— если вы выполняете ромашку, то сердцевину можно оформить прорезной (англий ской) гладью, а лепестки — простой гладью с настилом;

— сердцевину цветка можно вышить прорезной гладью и украсить паучком, а ле пестки— пр остой гладь J с настилов;

— сердцевина может быть вышита стягом, а по контуру обшита швом кордоне, лепестки же — простой гладью с настилом в раскол;

— лепестки по контуру могут быть вышиты гладью с настилом, а внутри — стягами;

—   сердцевину можно выполнить стягами, по контуру обшить швом кордоне, верх ние лепестки — подкладной восьмеркой, нижние большие лепестки — гладью снасти лом, а боковые лепестки — контурной гладью.

Как правило, белая гладь используется в сочетании с подстильной и английской (прорезной) гладью, а также с различными видами ажуров.

Подстильная гладь. Подстильная гладь — еще одна разновидность гладьевой вышив ки. Выполняется она следующим образом: сначала с изнаночной стороны ткань покрыва ется пересекающимися стежками, а затем с лицевой стороны обводится контур узора короткими стежками. Рисунок таким образом получается рельефным.

Подстильная гладь применяется и как дополнение к основной вышивке, и как само стоятельная вышивка. В последнем случае она сочетается со стебельчатым швом. Благо даря настилу, выполненному на изнаночной стороне, узор выглядит более выпуклым вокруг вышитых гладью элементов.

Прорезная гладь. Прорезная гладь (ее еще называют английской) представляет собой сквозную вышивку, состоящую из проколотых и прорезанных в ткани дырочек. Эти отвер стия могут быть разной величины, иметь круглую, овальную или продолговатую форму.

К этому типу глади относятся многие фрагменты вышивки: дырочка, калачик, гладьевый валик, фестоны и др.

Отверстия, прорезанные в ткани, могут составлять целые узоры из лепестков и цветков растений. Вышивка выполняется на тонких хлопчатобумажных или шелковых тканях светлых тонов нитками мулине или шелковыми нитками в одно — два сложения. Нитки подбираются в тон ткани или немного светлее.

Работа начинается с прометывания детали рисунка швом вперед иголку мелкими стежками. В зависимости от плотности ткани делается один или два ряда шва. Если вышивка ведется рядами, то стежки располагаются или вплотную параллельно друг к другу, или перекрещиваясь. Если нужен очень широкий валик, делается несколько рядов швом вперед иголку.

Если утолщение валика требуется только с одной стороны, то выполняются допол нительные ряды шва вперед иголку или шва восьмерка.

Если отверстиями оформлен край изделия и они расположены очень близко друг к другу, прометка делается по верхней части первого кружка, затем нитка перебрасыва ется на нижнюю часть второго кружка, и делается прометка на нем. Потом нить переходит на верхнюю часть третьего кружка, и так работа продолжается до окончания ряда. Точно так же выполняется вышивка в обратном порядке. Этот способ обработки помогает избе жать разрыва ткани между отверстиями после стирки изделия.

После того как сделана прометка , ее внутренняя часть подрезается небольшими ножницами крест-накрест. Лучше всего надрезать ткань не по направлению нитей, а на искосок. Если отверстие небольшое, ткань просто прокалывается с помощью спицы, шила, дырокола или острой палочки нужной толщины.

Надрезанные концы ткани подгибаются на изнаночную сторону, а дырочки обраба тываются гладьевым валиком. Однако, если дырочки образуют край изделия, их лучше обшить плотным петельным швом.

Английскую гладь можно сочетать с другими видами вышивок, например с узелка ми или звездочками. Прорезную гладь можно также украсить стебельчатым швом и швом строчка, мережками, простой двусторонней гладью и гладью с настилом. Анг лийской гладью украшают постельное белье, столовые скатерти и салфетки, носовые платки, шарфы и т. п.

Одна из разновидностей прорезной глади — швейцарская гладь. Отличается она от обычной тем, что отверстия в этой вышивке более крупные и они внутри выполняются декоративными сетками, состоящими из воздушных петель.

Работа начинается, как и в прорезной глади, с обметки отверстия. Затем вырезается его внутренняя часть, а остальная ткань немного рассекается для обметки. Затем отвер стия обшивают гладьевым валиком. После того как отверстия обработаны, по краю наби рают ряд воздушных петель небольшого размера. По этим петлям составляется рисунок из крупных петель.

Рисунок можно составлять из нескольких групп петель, в этом случае количество петель постепенно уменьшается в каждом последующем ряду. Можно заполнять окружность таким же способом, который используется при выполнении квадратов в точках пересечения мережек.

Швейцарская прорезная гладь применяется для украшения блузок, салфеток и ска тертей. Она прекрасно сочетается с прорезной гладью, гладью с настилом и различными декоративными швами типа стебельчатого.

Вышивка ришелье. Вышивка ришелье — очень популярная и распространенная разновидность гладьевой вышивки.

Ришелье представляет собой рисунок на материи, ткань вокруг которого вырезается. По технике выполнения он напоминает английскую прорезную гладь, но с рисунком и про светами гораздо больших размеров.

Просветы, как правило, выполняются простыми бридами и бридами с пико. В местах, где бриды пересекаются, выполняется мережка паучок.

Прорезы в ткани обычно обметываются гладьевым валиком или плотным петельным швом по контуру. Эти швы — основные в вышивке ришелье, выполнять их нужно очень аккуратно. Особенно важно следить за тем, чтобы стежки были равной длины и ложились с одинаковым наклоном.

Петельный шов в вышивке ришелье бывает узким или широким, главное, чтобы стежки были направлены к тому месту, где вырезается ткань.

Лишняя ткань удаляется только после того, как изделие хорошо выстирается и от гладится. Подрезать ткань лучше с изнанки, проявляя особенную осторожность и акку ратность при вырезании ткани около бриды.

Чаще всего вышивку ришелье используют в сочетании с белой и английской гладью.

В технике ришелье выполняются различные отделки, вышиваются салфетки, ска терти, женская одежда. Рельефный край узора достигается следующим образом: по контуру рисунка редкими стежками пришивается прокладка — толстый пучок ниток — это и придает узору необходимую выпуклость. Контур обшивается плотным петельным швом, который при желании можно украсить пико. На рисунке пико украшены и розет ки внутри узора.

Если в вышивке для дополнительного украшения используются сетки или стяги, то они выполняются сразу после того, как прометан весь рисунок.

В вышивке ришелье существует особый вид цветного ришелье — инкрустация — наиболее распространенная техника венгерской народной вышивки. Этой вышивкой украшается одежда, салфетки, скатерти, причем не только отдельные их элементы, на пример угол салфетки, — порой все изделие вышивается полностью.

Цветная гладь. Еще одна разновидность гладьевой вышивки — цветная гладь. По принципу выполнения она абсолютно аналогична белой глади. Отличие состоит лишь в том, что вместо белых ниток применяются цветные нитки, однотонные или разноцветные.

Эта вышивка обычно используется при выполнении различных растительных рисун ков. Стебель и листья, к примеру, вышиваются нитками темно-зеленого цвета, лепест ки— кр асными или фиолетовыми нитками, а серединки цветков — ярко-оранжевыми.

Настил может быть любого цвета — он все равно полностью закрывается гладью, но лучше, если настил будет выполнен нитками белого цвета.

Русская гладь. Русской гладью называется вышивка, заполняющая орнаменты со свободным контуром с использованием различных отделок.

Узоры для русской глади берутся как растительные, так и геометрические. Нитки могут быть самых разнообразных цветов и даже контрастными по отношению друг к дру гу. Например, по контуру фигура обшивается зеленой нитью, а внутри этого контура де лаются вышивки белого, оранжевого и желтого цвета.

Русской гладью украшаются скатерти, салфетки, панно, сумки, платки, а также различные элементы женской одежды: блузок, юбок, сарафанов. Вышивка русской гла дью выполняется только в пяльцах.

Русская гладь вышивается швом вперед иголку по прямой нити ткани в одну сторону, игла при этом пропускается на 5 мм по лицевой стороне ткани и на 0,5-1 мм по изнаночной.

При вышивке рисунка русской гладью необходимо следить за тем, чтобы ткань в ме стах между стежками не была видна, для этого стежки располагаются очень близко друг к другу. Игла при выполнении каждого последующего ряда вводится около середины последующего стежка.

Как правило, этот вид вышивки производится по суровой ткани кремового или беже вого цвета белыми нитками. Иногда вышивка дополнительно украшается вырезным ажуром и глухими сетками.

Сетки выполняются по-разному. Самый распространенный способ — это натяжка нитей в двух-трех направлениях и закрепление этих нитей на ткани с помощью стежков-скрепок. Натяжение нитей производится только по лицевой стороне. Если изделие круп ное, например покрывало, портьера, то сетки выполняются стебельчатым или тамбурным швом — сетка при этом образуется и с лицевой, и с изнаночной стороны.

Полусетки представляют собой нити, натянутые в несколько рядов в одном направлении. Полусетки бывают одинарными, двойными или тройными. Интервал между натя нутыми нитями в одинарных сетках— не более 5 мм, в двойных и тройных полусетках он равен толщине рабочей нити. Полусетки иногда дополняются украшающим швом вперед иголку или крестиками. Нити в полусетке всегда натягивают не поперек, а вдоль нитей ткани. На рис. 184 представлены три варианта выполнения полусеток .

Вырезной ажур

Еще одна разновидность сеток — прямые сетки. Они выполняются путем натягивания длинных стежков под прямым углом друг к другу. Нитки натягиваются вдоль нитей ткани.

Прямые сетки бывают трех видов: простые, двойные и тройные (рис. 185).

Образец простой прямой сетки — на рис. 185 а. Она представляет собой перпенди кулярно натянутые нити, закрепленные крестиками в местах пересечения.

Стежки-скрепки могут быть выполнены в виде косых или прямых стежков или кре стиков. Скрепки, которые выполняются одинарными стежками, являются дополнитель ным украшением сетки.

Стежки-скрепки необязательно вышивать в одном направлении. Направление стеж ков можно изменять в шахматном порядке и использовать нитки разного цвета.

Если сетки скрепляются крестиками, то их тоже можно делать в несколько стежков. При этом каждый крестик выполняется нитками другого цвета.

В двойных и тройных сетках расстояние между группами нитей равняется толщине рабочей нити.

Вырезной ажур

Кроме стежков-скрепок, для украшения сетки используются и другие виды разделок внутри ее ячеек. При выполнении этих разделок стежки-скрепки делаются маленькими, незаметными, нитками одного с сеткой цвета.

Сетка может быть украшена перекрещивающимися вертикальными и горизонтальными стежками, которые располагаются в ее ячейках в шахматном порядке. Нитки украшающих стежков в этом случае должны быть отличны по цвету от ниток, которыми выполнена сетка.

Сетка может быть украшена чередующимися в шахматном порядке вертикальными и горизонтальными стежками. Стежки в этом случае укладываются вплотную друг к другу таким образом, чтобы они заполняли всю ячейку, причем три центральных стежка выполняются более светлыми нитками, а крайние стежки — темными.

Стежки внутри сетки могут быть уложены и по диагонали, меняя постепенно свой цвет от светлого к темному и наоборот.

Украсить сетку можно разнообразными лапками и узелками. Цвета для такой сетки могут быть следующие: сетка — красная, настил — розовый, лапки и узелки — темно-бордовые.

На прямую сетку может быть натянута.д иагональная сетка. Обе они прикрепляются к ткани стежками-скрепками: прямая — маленькими, незаметными, диагональная — декоративными. Желательно, чтобы и сетки, и стежки-скрепки отличались по цвету ниток

Одинарные и двойные сетки можно совмещать. При этом чаще всего поверх простой сетки накладывают двойною , закрепленную звездочками.

Цвета предлагаем следующие: простая сетка — черная, двойная — желтая, звездочки — ярко-красные.

Сетку можно переплетать дополнительными нитями по вертикали, горизонтали или диагонали. Например, сетка ярко-синего цвета переплетается красными нитями и украшается ярко-оранжевыми узелками.,

Очень красиво выглядит двойная сетка, стенки которой оттянуты к центру ячеек маленькими стежками того же цвета, что и сама сетка.

В технике русской глади существуют и косые сетки. Как и прямые, они выполняются с помощью перекрещивающихся натянутых нитей, только нить ведется не по вертикали или горизонтали, а по диагонали, При этом ячейки получаются не квадратными, а в виде ромбов, натянутых с угла на угол.

В русской глади возможно выполнение сетки по настилу. В этом случае какой-либо элемент рисунка заполняется односторонней гладью, а затем по этому настилу накладывается нужная сетка.

Дополнительными украшениями в русской глади служат простая двусторонняя гладь и теневая гладь.

Нитки для выполнения русской глади используются самые разные. Их толщина зависит от толщины ткани. Если изделие крупное, а ткань плотная, то вышивают, как правило, нитками ирис или шерстяными П ри вышивании внутреннего контура рисунка необходимо учитывать то, что все ячейки должны быть заполнены полностью — и у края, и в середине. Контур вышивается стебельчатым, тамбурным швами или швом строчка. Иногда используется восьмерка в сочетании со строчкой.

В русской глади широко применяются различные декоративные швы: козлик, звездочка, полупетля и др. Ими выполняются внутренние части рисунка.

В этом виде глади также используют различные узорные рельефы — выпуклые линии, которые формируют разнообразные элементы рисунка. Образец рельефа, дополненного настилом и узелками, — на рис. 186

Вырезной ажур

Для выполнения такого узора сначала нужно натянуть нити лучами, а затем нитями другого цвета наложить настил: вначале по всем семи нитям, а потом — по пяти и под конец работы — по трем. Кончики нитей оставляются при этом свободными и украшаются узелками на вершинах.

Настил может быть выполнен в технике ракушка, напоминающей шов за иголку. Сначала игла вкалывается под первой натянутой нитью, затем рабочей нитью обвивается первая нить. Игла подводится к месту между первой и второй нитью, обвивается вторая нить, игла вкалывается между второй и третьей нитью и т. д. Чтобы не задеть случайно ткань, иголку лучше проводить не острием, а ушком вперед.

Для того чтобы избежать стягивания нитей настилами, крайние нити нужно пришить к ткани и только после этого начать обвив. Точно так же могут выполняться разнообразные элементы рисунка всевозможных размеров и форм.

Фрагменты рисунка, выполненные в технике русской глади, могут вышиваться теневой гладью. Таким способом вышиваются цветочки, стебли и листья всевозможных растений.

Например, на рис. 187 изображен лист, вышитый русской гладью. Центральная его часть выполнена теневой гладью с постепенным переходом светло-розового цвета к темно-красному . Главная часть листа заполнена сеткой синего цвета.

Вырезной ажур

Для выполнения сетки также берутся синие тона ниток: сама сетка — темно-синяя, часть у нижнего края и центр ячейки — светло-синие, средняя часть листа — синяя, а вершина листа — бледно-голубая. Контур листа и сердцевина обшиваются стебельчатым швом.

Сетки и украшения для нее можно придумать самостоятельно — достаточно проявить чуточку фантазии. Например, очень красиво смотрится узорный рельеф, который выполняется следующим образом: сначала протягиваются параллельные горизонтальные нити, а затем по ним выполняются горизонтальные стежки разного размера толстыми шерстяными нитками или нитками ирис. Стежки эти закрепляются незаметными стежками, выполненными шелковыми нитками или мулине.

Еще один вид швов в технике русской глади — штопка. Принцип ее выполнения состоит в переплетении рабочих нитей в определенном порядке. Штопка напоминает тканое переплетение, и при умелом ее выполнении можно воспроизвести фактуру любой ткани.

Узором, выполненным с помощью сеток, можно украсить летнюю блузку или косметичку. Лучше всего подобные вышивки смотрятся на черной ткани, выполненные нитками светло-соломенного, золотисто-желтого, бежевого, светло-коричневого и темно-коричневого цвета.

Для того чтобы перевести рисунок на темную ткань, нужно кальку с нанесенным на нее рисунком прикрепить с изнаночной стороны ткани. Затем весь рисунок прошивается маленькими стежками шва вперед иголку с захватом ткани и кальки. После того как весь рисунок прошит, калька удаляется.

Рисунки, предназначенные для вышивки русской гладью, как правило, оформляются из крупных элементов, поэтому и изделия должны быть достаточно большими по размеру: скатерти, покрывала, портьеры.

Вышивки, выполненные русской гладью, обычно очень красочны и ярки, поэтому ими часто украшают сумки, юбки, косметички.

Толщина ниток, предназначенных для вышивания, зависит от плотности ткани и назначения изделия. Например, если диванная подушка делается из тонкого драпа или сукна, то берутся толстые шерстяные нитки, шелковый гарус или ирис. А юбка или сумка изо льна вышивается нитками мулине в два-четыре сложения. Блузки и кофточки из хлопка и шелковых тканей украшаются вышивками мулине в две нитки.

Русской вышивкой украшают также шали и платки. Узоры в этом случае выбираются крупные, состоящие из листьев и букетов цветов. Нитки берутся тонкие шерстяные, большей частью темных тонов: черные, темно-синие, темно-коричневые. Иногда для вышивки платков используют белые нитки (кашемир).

Однако при вышивании таких изделий необходимо учитывать следующее: поскольку швы русской вышивки не двусторонние и изнаночная сторона изделия выглядит не очень привлекательно, к ней необходимо пришить подкладку. Края шалей и платков, как правило, оформляют бахромел .

Атласная гладь. Эта разновидность гладьевой вышивки получила свое название за то, что при ее выполнении направление стежков напоминает направление стежков в атласных тканях.

Принцип ее выполнения отличен от техники других видов глади: атласная гладь вышивается мелкими, плотно прилегающими друг к другу стежками, причем эти стежки не касаются друг друга концами, а заходят друг за друга.

Выполняется атласная гладь справа налево (рис. 188) и используется чаще всего для вышивания листиков. Важно следить за тем, чтобы направление стежков соответствовало очертанию узора. Для этого идти нужно в направлении жилок листиков или лепестков. Число рядов в закругленных местах узора, естественно, увеличивается.

На лице ткани таким образом появляются мелкие стежки, расположенные хаотично, — они и заполняют узор рисунка.

Вырезной ажур

По внешнему виду атласная гладь, выполненная в направлении нитей ткани, схожа с гладью вприкреп . Вышивают, как правило, нитками мулине — однотонными или двухцветными. Если при вышивке используется не сколько цветов, то один из них преобладает над другим. Атласная гладь замечательно сочетается с глухими сетками, атласниками и всевоз можными декоративными швами. Ею чаще всего вышиваются крупные изделия.

Гладь вприкреп . Этой гладью вышиваются узоры различного размера и формы. Очень часто в одном узоре гладь вприкреп сочетается с атласной гладью, напоминающей ее по внешнему виду.

С принципом выполнения глади вприкреп мы уже познакомились. Порой эта вышив ка используется для создания разноцветных черточек в узоре. В таком случае сначала натягиваются нити одного цвета, а потом делаются скрепки нитями другого цвета таким образом, чтобы получались штрихи.

Художественная гладь. Это, пожалуй, самый творческий вид гладьевой вышивки, позволяющий проявить максимум фантазии и вкуса. Поскольку цветовая гамма — самое главное в этом виде вышивки, прежде чем приступить к изучению ее техники, познако мимся с основами цветоведения .

Художественная гладь, как мы уже знаем, вышивается нитками разного цвета, поэтому ее часто называют многоцветной. А за способность точно передавать цвет, форму и освещение многие именуют ее живописью иглой. Мастерски выполненная художест венная гладь создает ощущение живописного полотна.

Иногда художественную гладь называют еще и тоновой, потому что рисунок выпол няется нитками различных тонов, причем тона эти плавно переходят друг в друга, что и придает узору особую привлекательность. Весь узор заполняется односторонней или двусторонней гладью.

Односторонняя гладь более проста по технике исполнения и более условна по цветовому решению. Существуют две разновидности односторонней глади: декоративная и теневая.

Декоративная гладь — это односторонняя вышивка, состоящая главным образом из растительных узоров. Для вышивки обычно берутся нитки мулине или шелковые нитки в одно или два сложения при условии, что фрагменты рисунка достаточно большие по размеру.

Вышивка ведется одного цвета, но нескольких тонов. Между тонами прово дится четкая граница. Каждый элемент рисунка вышивается сверху. Стежки располагаются так же, как у шва восьмерка, с той только разницей, что на изнанке они получаются не горизон тальными, а вертикальными для того, чтобы нити ложились более плотно.

Когда вышивка одного тона закончена, начинается заполнение соседнего элемента, соответственно, другим тоном. Новый тон вливается в предыдущий таким образом, чтобы на изнанке стежки первого и второго тонов превратились в одну полосу.

Рисунки, выполненные в технике художественной глади, прекрасно украшают одеж ду, салфетки и скатерти.

Теневая гладь представляет собой тоже одностороннюю вышивку, техника выполне ния которой близка к декоративной глади. Отличие только в том, что между разными тонами одного цвета переходы не резкие, а плавные. Тона постепенно переходят друг в друга, создавая цветовую гармонию листьев и цветов, очень близкую к естественной. Для достижения этого эффекта стежки каждого тона делаются разной длины, как в алек сандрийской глади. Вышивка ведется в направлении от края элемента к середине или к противоположному краю. Вышивать можно как косыми, так и прямыми стежками. Направление этих стежков зависит от расположения элементов узора, но необходимо следить за тем, чтобы переход от одного направления к другому был как можно более незаметным — одни стежки должны перекрываться другими.

Двусторонняя художественная гладь воссоздает естественные цвета предметов, находящихся под определенным освещением и испытывающих влияние других предме тов. Так, например, если на вышивке изображен только один предмет, он имеет блики, тень и другие светотени на своей поверхности, а также рефлексы от других предметов.

Для вышивки чаще всего используются нитки мулине или некрученые шелковые нитки в одно сложение. Некрученые шелковые нитки получаются из распущенных шел ковых лент, шелкового гаруса или тесьмы. Если в вышивке используются и мулине, и шелк — это придает рисунку особую выразительность. Очень большое значение при выполнении художественной глади имеет правильный подбор тонов. Нужно помнить о том, что в изделии нитки выглядят менее контрастно, чем в мотке. Вышивка начинается с самой светлой ее части и постепенно переходит ко все более и более темным частям. Стежки располагаются очень близко друг к другу.

При вышивке художественной гладью нужно следить за тем, чтобы переход от одного цвета к другому был плавным, неприятное сочетание контрастных цветов может испор тить все впечатление от рисунка. Чтобы этого не произошло, нитки одного тона вводят в нитки другого, а стежки то удлиняются, то укорачиваются — таким образом они как бы входят один в другой.

При вышивке ленточных листьев стежки располагаются вдоль листа, причем центральная жилка выполняется самым темным цветом. В резных листьях стежки направля ются от контура к центру с небольшим наклоном; фигурный листик состоит из нескольких резных листков, поэтому стежки располагаются так же, как описано выше. Если лист круглый, он вышивается с середины, т. е. от сердцевины, причем все его выпуклые части выполняются более светлыми нитками, а углубления — более темными тонами. Аналогично вышиваются цветы. Все изменения формы цветка — изгибы, повороты, отвороты и т. п. — подчеркиваются направлением стежков и различным тоном нитей.

С помощью художественной вышивки можно сделать оригинальное и красивое до полнение к костюму — оригинальную брошь. Познакомимся с техникой изготовления де коративной броши в стиле рококо.

Для работы необходимы следующие материалы и принадлежности:

— лоскут однотонной ткани, например черной;

— плотный картон;

— небольшие куски поролона;

— лоскут ткани для подкладки;

— застежка (если нет готовой застежки, можно взять булавку или застежку от значка);

— нитки мулине или шелковые нитки различного цвета и оттенков;

— бисер, подходящий к цвету ткани. Работа включает в себя 10 этапов.

 

1. Поскольку рисунок очень мелкий и нанести его на темную ткань достаточно сложно, прежде чем приступить вышивке, нужно обвести контуры рисунка швом вперед игол ку. При вышивке рококо эти контуры формируются сами собой из валиков.

2. По размеру брошь маленькая, поэтому для того чтобы поместить ее в обычные круглые пяльцы, необходимо со всех четырех сторон обшить края ткани, предназначен ной для вышивки, дополнительной материей. После окончания вышивки ее, разумеется, нужно будет отпороть.

3. Далее приступают собственно к вышивке. Крупные цветы выполняют в технике рококо, стебли обводят стебельчатым швом, листья вышивают тамбурными петлями, а сирень — узелками.

Для того чтобы получились розочки, валики нужно положить вплотную друг к другу в форме небольших дуг, опоясывающих середину цветка. В хризантемах дуги ложатся лучами. Чтобы вышивка получилась эффектной, нужно правильно подобрать тона ниток. Каждую хризантему желательно вышивать нитками как минимум двух тонов, маленькую розу — трех, а большую — четырех.

Зелень тоже лучше вышивать нитками различных оттенков: светло-зеленого, болот ного, темно-зеленого.

Главное в этой вышивке — фантазия и вкус. Цветовая гамма может быть разнооб разной, но вышивка при этом не должна выглядеть аляповатой .

4. После того как вышивка будет закончена, она укладывается лицевой стороной на мягкую ткань, натягивается и закрепляется булавками или кнопками. Затем вышивку необходимо очень аккуратно, чтобы не смять валики, прогладить через влажную ткань горячим утюгом. Как только она полностью высохнет, ее нужно отколоть.

5. Затем из плотного картона вырезается основа для брошки и прокладка из поролона, соответствующая ей по форме и размеру.

6. Далее ткань с вышивкой вырезается по форме брошки с припуском в 0,5-0,7 см на загиб, на картон накладывается поролоновая прокладка, а на нее — вышитая ткань, нитку стяги вают, а сборки, которые образовались в результате стяжения, равномерно распределяют.

7.  Обратная сторона брошки оформляется с помощью подкладки, размер которой на 2 мм меньше контура брошки с учетом 0,5 см на загиб. Подкладка по краю сметывается на нитку, на середине укладывается прокладка из поролона, а затем нитка затягивается таким образом, чтобы прокладка не сминалась, а подкладка получилась нужной для брошки формы. Размер подкладки можно на всякий случай еще раз проверить: она не должна выходить за контур брошки,

8.  В центре подкладки с обратной стороны пришивается застежка.

9.  Затем две половины брошки складываются и сшиваются потайным швом. Для прочности можно предварительно их склеить.

10. Когда брошка будет совсем готова, по ее краю с равными интервалами пришива ется бисер, подобранный по цвету ткани.

Китайская гладь — еще одна разновидность гладьевой вышивки. Выполняется она без перехода тонов в отдельных узорах, состоящих обычно из цветов и листьев. Однако между этими мотивами есть небольшие фоновые промежутки. Самое важное в этом виде вышивки — правильно выбрать ткань, которая здесь играет очень большую роль: не просто фона, но и дополнения к внешним и внутренним очертаниям элементов узора.

Если яркие тона соседних элементов узора подобраны правильно, получается очень красивая художественная вышивка, которой можно украсить любую скатерть, салфетку или сделать панно.

NEWTONE