Меню
NEWTONEKINDER

Виды кружева

Восточное кружево

Прежде всего надо отметить, что восточное шитое кружево применялось в качестве отделки, поэтому зачастую было узким и выполнялось от кромки полотна. Его родиной считается Ближний Восток. Специалисты выделяют три вида этого кружева: армянское, палестинское и собственно восточное. Все три вида объединяет техника прокола (он выполняется от себя) и простой фантазийный рисунок, а различает плотность структуры кружевного полотна.

Собственно восточное кружево чаще всего многоцветное (рис. 53). Для его изготовления используют в основном шелковые нити. Выработку начинают либо от края ткани, либо от протянутой нити, прокладывая стежки сначала слева направо, потом в обратном направлении, затем снова слева направо и т. д. В качестве орнамента используют простые геометрические фигуры (треугольник и четырехугольник), а также ленточки, дужки, бриды.

Русское кружево

Рис. 53. Восточное кружево: а — первый ряд; б — второй ряд.

Армянское кружево

Армянское кружево по своей структуре из-за достаточно больших промежутков между стежками напоминает сетку. От собственно восточного и палестинского кружева оно отличается более изысканным рисунком и богатством растительных мотивов. Еще одной характерной особенностью этого кружева является рисунчатый край.

Чаще всего его выработку начинают от кромки, иногда — от протянутой нити (рис. 51). Стежки делают в направлении слева направо, а нить после каждого ряда протягивают справа налево, таким образом стежки следующего ряда образуются вокруг нити, возвращенной назад. Для получения стежка нить обводят вокруг иглы два раза. В результате при затягивании получают узлообразное утолщение.

Русское кружево

Рис. 51. Армянское шитое кружево: а — первый ряд; б — второй ряд

Палестинское кружево.

Для выполнения кружева этого вида берут льняные или шелковые нити и выбирают простой, незатейливый орнамент. В большинстве случаев его изготовление начинают от сдвоенной нити и лишь изредка для этого используют кромку (рис. 52). Шитье ведут как слева направо, так и справа налево, делая большие промежутки между стежками, образующими дужки и многочисленные глазки. Дужки и глазки соединяются в веерообразный рисунок и придают кружеву особую воздушность и легкость.

Русское кружево

Рис. 52. Палестинское кружево: а — первый и второй ряды; б — готовое кружево.

Европейское кружево

Кружево европейских стран — таких, как Италия, Испания, Дания, Франция, Голландия — считается наиболее совершенным. Историки отмечают общую технологию плетения кружева, объясняемую тесным взаимодействием между странами (рис. 54).

Русское кружево

Рис. 54. Европейское кружево: а — трассирование; 1 — трассировочная нить, 2 — бумага, 3 — ткань, 4 — швейная нить; б — выполнение трассировки.

Хедебское кружево

В Дании, в местечке под названием Хедебо , вырабатывают шитое кружево. Изготавливают его из; льняных нитей. Для его незатейливого орнамента характерны геометрические и стилизованные растительные мотивы. Применяет это кружево для отделки края ткани или других ее частей. На первом этапе обрабатывают край ткани, который предварительно подгибают. Все ряды кружева прокладывают слева направо, как в описанном ранее армянском кружеве. Нить периодически отводят назад (рис. 55). Обычно используют такие элементы, как зубчики, дужки, бриды-лесенки , фестоны. Делают их из плотных рядов петельных стежков. При выработке кружева внутри ткани его часто сочетают с вышивкой гладью.

Русское кружево

Рис. 55. Хедебское кружево

Вологодское кружево

Без преувеличения можно сказать, что русское кружево у многих ассоциируется с вологодским . И это не случайно. Вологодская губерния — один из самых крупных центров кружевоплетения в России. Причем всем известно, что вологодское кружево имеет свой неповторимый стиль. В нем собрана вся красота русского Севера, поэтому нет ничего удивительного в том, что в XVIII веке оно завоевало популярность во всей Европе.

Характерная особенность вологодского кружева заключается в орнаменте, который выкладывают непрерывной линией плотной тесьмой, называемой полотнянкой . Орнамент отличается простотой и четкостью и напоминает морозный узор на стекле. При его составлении используют простые геометрические формы, например треугольники, ромбы, круги, решетки и зигзагообразные мотивы, а также звездочки, цветочные 5-7-лепестковые венчики, листья, башенки и луковки церквей.

Елецкое кружево.

Название этого кружева произошло от г. Ельца Липецкой области. Зародилось оно в 1813 году, когда в имении князя Куракина была создана первая мастерская, где работали 80 мастериц. А уже в 1873 году на выставке в Вене елецкое кружево получило мировое признание.

От контрастного вологодского елецкое кружево отличается богатством тонов и полутонов. Для его изготовления выбирают тонкие нити и тонкий, проработанный тщательнейшим образом, узор. В его орнаменте чередуют крупные и мелкие формы различной плотности, используют геометрические фигуры (кружки, ромбы, овалы и треугольники) и растительные мотивы (листочки, веточки, цветы), которые располагают по вертикали, горизонтали и диагонали. Кружево часто завершают сложной ажурной каймой.

Тенерифское кружево

Считают, что родина этого кружева — один из Канарских островов, а точнее, остров Тенерифе. Но чаще его называют солнечным, потому что оно имеет лучевидную форму.

Процесс изготовления тенерифского кружева делят на три этапа. Вначале делают лучеобразный каркас. Затем производят рисунчатое заполнение фона. Завершающий этап состоит в том, что из отдельных элементов собирают целое кружево.

Русское кружево

Рис. 56. Каркас для тенерифского кружева: а — изготовление каркаса вышивкой; б, г — пластины для изготовления каркаса плетением (круглая, квадратная, треугольная)

В отличие от вышеописанных видов кружева, где первоначальный каркас закрывают полностью, в тенерифском его оставляют видимым, т. к. это часть орнамента.

Каркас вырабатывают либо вышиванием, либо оплетением пластины. При вышивании первоначально наносят контур на клеенку (пергамент). Как правило, это круг, но может быть и треугольник, и квадрат. Далее делят этот контур на небольшие участки. Их должно быть четное количество. Делают разметку. Внешний контур обрабатывают швом вперёд иголку (рис. 56 а). В другом случае используют пластины, оплетая которые, получают бриды. При оплетении пластин нить дважды обводят вокруг каждого зубчика. Пластины имеют различные формы. Количество брид зависит от количества зубчиков на пластине (рис. 56 б-г ).

Той же нитью, с помощью которой делают каркас, производят заполнение. При этом используют различные методы: штопка различной плотности, узелки, петельные стежки.

NEWTONE