Меню
NEWTONEKINDER

Пейзаж

При упоминании о китайских пейзажах большинству людей представляются вздымающиеся пики гор и высокие водопады. Это представление не ошибочно, поскольку в китайском языке письменное обозначение пейзажа состоит из знаков горы и воды. География и топография Китая вдохновляла художников, каллиграфов и поэтов в течение веков. Именно величие естественных пейзажей покоряло их воображение. Многие придворные чиновники в Китае оставляли общественную жизнь и удалялись в тишину деревни, где проводили время за живописью, стихосложением или философскими беседами со своими единомышленниками. Их мир был весьма фантастичен и, безусловно, обладал определенными неприятными чертами.

Во времена Конфуция утверждалось, что существует пять чистых цветов — красный, желтый, сине-зеленый, черный и белый. Конфуций носил одежду только черного, белого или желтого цвета. Позднее из этих строгих предписаний ученые и художники сделали вывод, что и в живописи следует использовать как можно меньше цвета. Цвет играл меньшую роль еще и потому, что для приготовления красочных пигментов использовался ручной труд, и не хватало слуг, которых можно было привлечь к этой работе. С этого времени пять цветов туши приобрели большое значение. В моде были даже минеральные и растительные краски — с конца периода правления Тан до начала периода правления Мин. Все это привело также к появлению туши и светлой краски в классической пейзажной живописи. Только эти великолепно изображенные сцены могут передать, что именно хотел сказать художник Китайцы еще в VIII веке знали о перспективе (о которой не было широко известно на Западе вплоть до XV века) и при этом совершенно игнорировали ее.

Бонсай

Художники не были заинтересованы в реалистической передаче сюжета, их волновала только передача особенного впечатления. Существовало несколько традиционных ракурсов изображения: от низкой точки зрения (рис. 1), с которой деревья и другие составляющие пейзажа выглядят наиболее значимой частью картины, до высокой точки зрения (рис. 2), с которой деревья видны у подножия вздымающихся гор. А та точка зрения в китайской пейзажной живописи, с которой знакомо большинство зрителей, — когда, стоя на вершине одной горы, вы видите другую, появилась лишь недавно.

Бонсай

Композиция

Наряду с уровнем горизонта существует много других важных моментов построения композиции. Среди них выделяют великие, или большие и маленькие, или мелкие. Первая категория описывает весь вид в целом, деление бумаги и место пометок. Вторая категория относится к деталям, оформлению второстепенных элементов. Я в большом долгу перед Цю Лей Лей , который объяснил это мне и подал идеи для набросков. Для облегчения иллюстрирования эскизы кистью были сделаны на бумаге одного размера и в одном масштабе — адаптированном к вашей работе.

Показаны следующие возможные рисунки композиции: связанная, в котором элементы композиции накладываются один на другой (рис. 3), диагональная, в которой диагональ — тропинка в горах (рис. 4); разделенная, показывающая оба берега реки (рис. 5); сконцентрированная, сфокусированная на предметах (рис. 6); открытая плоскость, с низко расположенной землей рядом с водой (рис. 7); противопоставленная, изрезанная узкими долинами (рис. 8). Также существуют вертикальные, ломаные, асимметричные, геометрические и разговорные композиции. (Последняя называется так потому, что все элементы в ней взаимосвязаны.)

Бонсай

Бонсай

Бонсай

Среди маленьких композиций выделяют цепные (рис. 9) и многослойные (рис. 10). Другие называются равномерно устроенными, открытыми и замкнутыми, разделенными, змеящимися и живым глазом. Большинство из них не требует дополнительных объяснений, кроме последней. В композиции живой глаз элементы выстраиваются по направлению к одному из углов (например, к источнику или водопаду). Довольно забавно разглядывать живопись и думать над тем, в какую категорию она попадает. Также это помогает зрителям более критично подходить к изучению живописи.

Прочие элементы должны соотноситься с композицией классического пейзажа. Три основных — скалы, вода и деревья. Скалы, полные силы и достоинства, считаются костяком, основой пейзажа. Их надо рисовать энергично, заботясь о том, чтобы прорисовать три лица: посмотрите на набросок валунов. Вода просачивается и течет через расщелины в структуре камней, всегда изменчивая и плавная, как плоть или мускулы земли. Деревья видятся как одеяния, укутывающие землю. Затем примитесь за характер художественного оформления. Для пейзажа дикого и скалистого характерны крепкие и незащищенные от ветра сосны. В просторной плодородной долине с цветущими деревьями добавьте цвета и мягкости. Главное — примите решение относительно того эффекта, который вы хотите произвести.

NEWTONE