Меню
NEWTONEKINDER

Прививаем детям трудолюбие, приобщаем к прекрасному

Одна из важных задач семейного воспитания — привить детям любовь к труду, формировать трудовые навыки. Трудовое воспитание в семье осуществляется в основном в пределах домашнего хозяйства, бытовых дел и самообслуживания. К самообслуживанию детей в семье приучают с раннего возраста, постепенно расширяя круг их деятельности. Сознательное отношение к труду, привычка трудиться воспитываются в процессе повседневной жизни. Многие виды бытового труда не требуют специального обучения: он прост, многообразен по содержанию, без особых усилий осваивается на наглядном примере. Таким образом, бытовой труд является первой формой трудовой деятельности ребенка, именно здесь начинает формироваться отношение ребенка к труду вообще. Бытовой труд прививает различные навыки, нужные человеку для его существования: потребность в чистоте, культурные привычки, точность и аккуратность, эстетические вкусы, сообразительность и ответственность.

Домашним трудом детей надо руководить. Иногда ребенок прекращает работу при встрече с самой незначительной трудностью, если вовремя ему не помочь, не подсказать, как ее преодолеть самому. В одних случаях подскажите ребенку более рациональные приемы работы, в других — помогите в выборе действий, соразмерных с его силами и возможностями. Многие рабочие операции можно показать на примере своего собственного труда. Подражая, дети быстро усвоят, а это уже служит побуждением к труду. Систематическое привлечение детей к работе в семье, постепенное обогащение бытового труда новым содержанием и его усложнение развивают любовь к нему и воспитывают у ребенка потребность в трудовой деятельности.

Немаловажную роль в воспитании у детей уважения к любому виду общественно полезного труда играют беседы в семье о работе взрослых, об увлеченной, творческой работе родителей. Дети, слушая это, более внимательно вникают в профессии людей, ищут ту область деятельности, которая наиболее подходит им самим. Так семья оказывает помощь в выборе профессии.

Самая грубая ошибка, которую допускают в отдельных семьях, — это наказание трудом. Выполнение домашних обязанностей в виде наказания не воспитывает уважения к труду и положительного отношения к нему. Даже в том случае, когда ваш ребенок неудачно выполнил работу, побудите переделать ее, внушите ему уверенность в своих силах, покажите возможность хорошего ее выполнения.

Семья приобщает детей к искусству, воспитывает стремление знать и понимать прекрасное. Начинать это надо с посильного — с игрушек. Игрушки, правильно подобранные не только с технической стороны, но и с эстетической, детские книжки с красивыми рисунками, правильный подбор -п редметов, окружающих детей, — все это начало эстетического воспитания. Ребенок рано начинает понимать природу. Обратите его внимание на красоту леса в различные времена года, покажите ему прелесть красок, которыми нас одаряет природа. Свои впечатления ребенок обычно хочет передать на бумаге. Поощряйте эти попытки, помогайте ему совершенствовать умения, знакомьте его с произведениями знаменитых художников, посещая музеи, а там, где их нет, изучайте репродукции картин мастеров живописи.

Знакомство с музыкой ребенок тоже начинает дома. Совместное слушание детских радио- и телепередач доступно каждой семье. Во многих городах организуются циклы детских концертов, программа которых соответствует возрасту ребят. Посещение их поможет детям постепенно усваивать музыкальную культуру, научит понимать и ценить музыку, что неизмеримо обогатит жизнь вашего ребенка, доставит чувство эстетического наслаждения, воспитает хороший вкус.

NEWTONE