Меню
NEWTONEKINDER

Орнаменты Способы построения орнаментов

Узором называют совокупность линий, форм и красок, которые, объединяясь в единое целое, создают декоративный эффект.

Создание орнамента основано на ритмическом повторении этих узоров. Композиция орнамента состоит из объединения различных элементов в единое целое, несущее художественную ценность по форме и содержанию. Орнамент является неотъемлемой частью общей композиции декорируемого предмета, и поэтому его нельзя рассматривать отдельно. Расположение орнамента и его цвет игра ют важную роль в восприятии изделия в целом.

В создание орнамента закладываются такие основные понятия, как цельность форма, подчиненность образу, а также учитывается само назначение украшаемого предмета. Также следует обратить вни мание на фон декорируемой поверхности, который является элемен том общей композиции и выделяет узор, делая на нем акцент.

В орнаменте соразмерными частями могут участвовать целые группы элементов. Украшать орнаментом можно как все изделие, так и какую-то его часть. Создавая декоративную или обычную композицию, можно использовать разные приемы, в полной мере выражающие идею произведения. Такими приемами является со блюдение симметрии, ритма, раппорта и пропорции. В удачно со ставленной композиции всегда можно проследить главные и сопод чиненные элементы, из которых состоит узор. Композиционный центр сосредоточивает в себе основную смысловую нагрузку, что делает его главным и необходимым элементом любого узора. Расположение композиционного центра на плоскости бывает различ ным. Композиция, которая находится в центре орнамента, будет строиться на основе геометрического равновесия и симметрии. Смещая композиционный цен тр в ст орону, все оставшиеся элемен ты композиции необходимо расположить так, чтобы уравновесить орнамент, в целом придав ему визуальную устойчивость. Самой уравновешенной будет та композиция, которая построена по прин ципу симметрии. В то же время, чтобы создать асимметричную композицию, необходимо применить зрительный противовес.

Композиционный центр выделяется при помощи размера, цве та и тона. Он является одним из главных элементов, но это не един ственный элемент узора. Орнамент, в котором участвуют повто ряемые одинаковые элементы, будет отличаться ритмичностью и декоративностью. Такой орнамент является одним из примеров статичной композиции. В основе статики заложена симметрия. Ста тичная композиция создается как по одной, так и по нескольким осям симметрии. Применение контраста (масштабного или цвето вого) делает композицию более динамичной. Динамика компози ции — это основа асимметрии. Такое изображение строится на сдви гах элементов от центра композиции.

Чтобы задать ритм в узоре, нужно использовать повторяемость элементов, участвующих в композиции. Узор из двух чередующих ся мотивов является примером ритмического орнамента. Два рав ных элемента, расположенных один за другим, создают ощущение покоя (статики), в то же время разные по размеру детали орнамента придают композиции динамику. Таким же образом чередуются и интервалы. Ритм будет неровным и динамичным, если интервал между элементами неравный. Виды ритмов так же разнообразны, как и виды композиционных центров, и бывают линейными, цве товыми и тоновыми.

Повторение нескольких узоров орнамента с помощью ритма называется раппортом. Существует несколько схем построения раппорта орнаментальной полосы. Например, мотив расположен снизу вверх направо, в другом варианте поочередно, в третьем то снизу слева вверх направо, то сверху слева вниз направо. Самым главным условием в построении орнамента является соразмер ность всех его частей. В основу удачной композиции также зало жена плавность, ритмичность линий и уравновешенность всех частей узора.

Емкости для хранения бисера Из истории орнаментов

При создании орнаментальной композиции чаще всего используются уже стилизованные, переработанные для большего удобства в применении элементы. Таким образом, взяв за основу какое-либо животное или птицу, совсем не обязательно точно воспроизводить изображение, достаточно найти стилизованный образ. Именно так поступали еще в древности, когда человек использовал различные символы и знаки, для того чтобы передать свои чувства и мысли. Горизонтальная прямая линия служила ничем иным, как обозначе нием поверхности земли, волнистая линия передавала восприятие воды, треугольник — гору, крест — огонь или солнце. Круг, квадрат или ромб символизировали источник жизни. Верования древних людей были основаны на создании защитных узоров, которыми также украшали жилище. Такие узоры называли оберегами. Еще древние славяне поклонялись узорам, вышитым на полотенцах, которые называли убрусцами . Изображение и символика вышив ки передавались из поколения в поколение, от матери к дочери. Узоры, сохранявшие обрядовое значение, вышивали еще в прош лом веке. Девушки, вышивавшие подобные убрусцы , вкладывали в символику узора просьбу к высшим силам послать им урожайный год, поэтому вышивали их, как правило, еще до начала летних по левых работ. Со временем большая часть символики была утрачена, и до наших дней дошла лишь ее малая часть. Известно, что в русских вышивках многие узоры традиционно использовались и при работе с бисером. Образ птицы в народе был связан с представле нием о свете и тепле; могучий зверь с когтистыми лапами, покры тый золотой шерстью, олицетворял защитника; золото в древнем искусстве было символом света. Большинство узоров с использованием фантастических зверей несло в себе оберег для посевов и имело прямое отношение к земледелию. Изображение животных со сросшимися спинами называлось ладья. Ладьи разделяли на птичьи, конские и оленьи. Именно эти животные были связаны с культом солнца и являлись его слугами.

У каждого узора было свое название. Овес, пшеница, шиш ка, ягодка, огурчик, фасоль, дубовый лист имели отноше ние к растительному миру; баранчик, куриные лапки, бараньи и оленьи рожки, паучки, раки, совы, пиявочки — названия из животного мира.

Русские орнаменты в основном строились на основе симметрии и включали в себя различные наименования элементов. Для них характерно чередование животных и растений, а также геометри ческих форм. Одним из самых известных русских орнаментов было переплетение лент, ремней и стволов растений. Оно называлось плетенка.

Любимым орнаментом египтян было стилизованное изображе ние лотоса, его лепестков и ствола. Древние греки отдавали предпочтение геометрическим орнаментам. Именно в Древней феции зародился и приобрел широкое распространение орнамент в виде кривой линии с завитками (миандр ). Основной орнамент арабских народов носил название арабески и формировался из сложнейшего сочетания стилизованных изображений листьев и геометри ческих форм. Помимо растительных мотивов, в арабески также вплетали и надписи.

NEWTONE