Меню
NEWTONEKINDER

Родословная бисеринки.

Бисер и его предшественники сопровождали человека с древней ших времен. История бисера полна удивительных преобразований. Первоначальное назначение бусин и бисера, а точнее, их прароди телей (ракушек, костей и зубов животных) частично утрачено, но продолжает волновать человеческий разум. Первое украшение по явилось на шее у мужчины (кстати, именно мужчины придумали многие виды рукоделия, например вязание) благодаря удачной охо те. Согласно древнейшему культу — фетишизму — каждый пред мет имеет душу и может влиять на человека. Украшая свою шею ожерельем из когтей животного, человек верил, что сила животног о передается ему и эти когти могут уберечь его от опасности. Иног да подобных украшений на теле человека было больше, чем одежды. Украшения были амулетами и талисманами, приносили удачу в охо те, помогали общаться с добрыми духами и отпугивали злых . Мож но сказать, что и современный человек подсознательно наделяет свои украшения какими-то сверхъестественными свойствами, же лая оградить себя от неприятностей. И это неудивительно — укра шения являются своеобразными проводниками во времени. Нам кажется, что мир меняется и человек меняется вместе с ним, но на самом деле мы лишь наслаиваем на себя новый опыт.

Эту теорию можно развивать очень долго, но ведь речь в нашей книге идет о бисеринке, которая способна рассказать о внутреннем мире человека.

История бисеринки началась в момент появления стекла. Как это ни удивительно, стекло научились делать случайно. Современ ный человек настолько привык к существованию стекла, что вряд ли задумывается о его происхождении. Следует напомнить со временному человеку, что стекло нам подарила сама природа. Именно она была его первым производителем, а человек лишь подсмотрел процесс. Первое стекло образовалось из раскаленной лавы, вырвавшейся на поверхность. О прозрачности такого стекла говорить не стоит — оно было практически черным (сейчас его называют обсидиан). Существует легенда, подаренная миру Плинием, о первых производителях стекла. Финикийские мореплаватели везли из Африки соду. Остановившись у берега на ночлег, они развели костер, намереваясь поужинать. Но вокруг был только песок, и котел не на что было поставить. Пришлось использовать куски соды. Под воздействием огня песок и сода расплави лись, образовав стекло. Возможно, существовали и другие варианты появления стекла, но принцип его получения неизменен. Важно, что появление стекла дало большой толчок для развития человеческой цивилизации.

Первые опыты по изготовлению стеклянных украшений были у египтян. Именно египтяне применили стекло как декоративный материал. Получив первый сверкающий сплав стекла, они увидели в нем сходство с драгоценными камнями. Научились египтяне изготавливать и фаянсовые бусы, которые состояли из толченого кварца и были покрыты стекольной массой. Вскоре фаянсовыми вставками стали выкладывать мозаику. И именно на египетской земле зародилось плетение бисером. Бисерными сетками покрывали женские платья, из бисера низали браслеты, плели ожерелья и даже ожерелья фараонов создавали из золота и бисера. Разнообразие форм и цвета бисера и бусин позволяло превращать изделия в произведения искусства.

Благодаря финикийцам бисер распространился по всему Средиземноморью в качестве денежной единицы.

В Древней Элладе стекло из символа богатства превратилось в предмет домашнего обихода. Главными центрами по производству бисера стали Александрия и Рим. Здесь изобрели новую тех нику дутья, благодаря которой и началось производство стеклянной посуды. Кроме этого, римляне научились очищать стекло от приме сей, поэтому римский бисер и бусины очень высоко ценились.

Наряду с Римом производством бисера занимались и мусульманские страны. Здесь совершенствовались технические приемы, бусины стали приобретать различные формы. Кстати, слово бисер произошло от арабского буера, что означало искусственный жемчуг.

Весь предшествующий опыт переняли венецианские мастера и довели технологию работы со стекольной массой до совершенства. Первые документы, которые свидетельствуют о производстве стек ла в Венеции, датированы X веком. Стекло, которое научились здесь изготовлять, принято называть муранским , по названию небольшого острова. Наряду с имитацией драгоценных камней и жемчуга в Мурано делали крошечные бусинки — бисер. Долгое время Мурано был единственным городом в Европе, где производили бисер. Его использовали для вышивок, для украшения внутреннего убранства церквей, гондол, для оформления праздничных столов.

Венецианские мастера хранили в тайне секреты дутья и вращения и передавали их исключительно по наследству. Для того чтобы заслужить почетное звание маэстро и самостоятельно изготавливать украшения, нужно было трудиться пятнадцать лет в подмастерьях Мастера, которые начинали заниматься производством своих украшений за пределами страны, жестоко преследовались. Но в то же время мастера по изготовлению муранского стекла и их семьи занимали высокое положение в обществе.

Петрарка сказал, что Мурано — это другой мир, отраженный в самом правдивом — муранском стекле. Великолепное изящество и тонкость украшений с позолотой и эмалью приводили в восторг всю Европу. Венецианская монополия на бисер просуществовала до XVII века.

Долгое время никто не мог разгадать тайну производства му ранского бисера и бусин. И вот в XVIII веке в Чехии богемские мас тера стали выпускать свою версию стеклянного бисера. Они научи лись его гранить, покрывать различными эмалями, и в результате чешский бисер стал отличаться огромным разнообразием цветовой гаммы, размерами и огранкой. Рынком бисера завладели чешские мастера и властвуют на нем по сей день.

В Китае бисер обменивали на шелк и чай, в Новом Свете — на меха, в Африке — на слоновую кость, золото и рабов.

На Руси до появления бисера создавались прекрасные украшения из натуральных камней — бирюзы, кораллов и жемчуга. Нача ло плетению из бисера было положено в XI веке в Киеве, где появи лись первые мастерские. Затем открылись мастерские в Чернигове, Владимире и Рязани. Там занимались производством посуды, смаль ты для мозаики и бусин. Но нашествие монголо-татар надолго при остановило развитие стекольного дела.

Восстановить производство бусин и стеклянного бисера пыта лись с помощью венецианских мастеров. В XVII веке в селе Измай лово был построен стекольный завод, но постоянное производство наладить не удалось. И только благодаря великому русскому ученому Михаилу Васильевичу Ломоносову Россия получила бисер, не уступающий по качеству венецианскому. Российский бисер Ломо носова не имел аналогов за рубежом. Но после смерти гения завод закрылся, а бисер не очень высокого качества стали производить кустарные стекольщики. Однако, несмотря на такую нестабильность в стекольном производстве, к XIX веку Россия смогла представить на суд мирового сообщества оригинальный бисер, который стал пользоваться спросом и за рубежом. Это было обусловлено еще и тем, что в XVIII — XIX веках в России начался настоящий бум увлечения бисером. Бисерным рукоделием занимались все слои населения. Почти в каждом доме вышивали и плели из бисера. Рукоделие считалось признаком хорошего воспитания. Бисер стал неотъемлемой частью национального костюма. В специальных мас терских обучали рукоделию крестьянских девушек. Долгими зимними вечерами крестьянки ткали, низали, плели и вышивали.

Самыми настоящими центрами по изготовлению изделий из бисера были монастыри. Здесь украшали бисером церковную утварь, оклады икон и сами иконы. Использовались различные техники: вышивание, вязание крючком и спицами, ткачество, плетение, инкрустация.

В XIX веке было налажено машинное производство бисера, бла годаря чему он стал доступен широким слоям населения. Бисер широко использовался в декоре интерьера, в оформлении одежды, для создания замечательных украшений.

Во время П ервой мировой войны и в последовавшие за ней тя желые годы были забыты традиционные техники работы с бисером. Но отношение к бисеру стало меняться в 60-х годах с появлением в США молодежного движения — хиппи: молодежь обратилась к эт ническому стилю индейцев.

Как мы видим, интерес к бисеру не исчезал на протяжении всей истории человечества. Этот интерес немного угасал или возобнов лялся, но был всегда. Ему могли мешать войны, спады производства, профессиональные тайны, но любовь человека к бисеру оставалась неизменной. Сохранилась она и до наших дней. Время не властно над бисером — он сохраняет свой цвет, благодаря чему мы видим тот же сверкающий свет солнца, отраженный в бисеринке, что и автор, со здавший произведение искусства много веков назад.

Ни один показ мод не обходится сейчас без демонстрации изде лий из бисера. Вдохновение дизайнеры черпают сквозь толщу веков в культурах различных народов. И где только не применяли бисер! Индейцы, например, стараясь защититься от злых духов, украшали бисером предметы обихода, с той же целью его нашивали на одежду, продевали в нос и в мочки ушей низки бус Н а Крайнем Севере из-за постоянно низкой температуры чаще приходилось украшать бисером верхнюю одежду: шубы, унты, головные уборы и даже оле нью упряжь. Но, пожалуй, лучше всего сохранился африканский бисер. Благодаря устойчивому климату культура африканских народов не претерпела особых изменений и донесла народное искусство Африки в первозданном виде. Многие художники черпают вдохновение в самобытном африканском творчестве. А дизайнеры вывели эти искусство на высокие подиумы, сохраняя традиции низания бисера и цветовой колорит.

В современной моде бисер переживает второе рождение благодаря современным материалам и технологиям.

О произведениях Даниэля Сваровски следует сказать отдельно. Сегодня нет практически ни одного человека, который не знал бы о его знаменитых кристаллах.

Подделывать драгоценные камни люди начали, как только поняли ценность таких камней; это был обман с целью наживы. Еще древние египтяне научились имитировать драгоценные камни, добавляя к стеклу окись свинца, придававшую изделию блеск драго ценного камня. Официально это ремесло возродил в XVIII веке Жорж Фредерик Страсс (Его именем названы всем известная имитация драгоценных камней — стразы.) Спустя сто лет в маленькой деревне Джорженталь , в Северной Богемии, на свет появился на стоящий гений в бижутерии — Даниэль Сваровски . В доме его отца, как и у многих соседей, была стекольная мини-мастерская. Пора ботав с отцом, молодой человек быстро утратил интерес к устарев шим приемам изготовления стеклянных изделий. Он отправился в Париж изучать химию, физику и другие естественные науки. По сетив Всемирную электротехническую выставку, Даниэль задумал ся—а что, если для шлифовки стекла применить электрически ток? В1891 г. появляется первый в мире электрический станок для огранки стекла. Такая машина позволяла качественно и быстро под вергать огранке изделия из хрусталя и стекла. Чтобы не составлять конкуренцию богемским родственникам, Сваровски переехал в Австрию, где основал завод. Даниэль Сваровски работал над совершенствованием прозрачности и чистоты хрустального кристалла, и в результате мир увидел кристаллы Сваровски , которые назы вали даже хрустальными бриллиантами. Сваровски получил официальное всемирное признание, несмотря на подделку драго ценных камней. Переливающиеся камни используют для украше ния вечерних платьев и сценических костюмов. Кристаллы Сваров ски используются для изготовления бижутерии. Сын Сваровски Манфред создал технологию производства цветных кристаллов, и они заиграли радужными переливами.

Бижутерия Сваровски — это отдельный вид ювелирного искус ства, который воплотил мечту многих иметь дорогие украшения, не затрачивая при этом больших денег. Этой популярности спо собствовала и Коко Шанель . Она первая заявила, что цена матери ала, из которого сделано украшение, — ничто, главное — дизайнер ская идея и фактура. Универсальная одежда Шанель , которая подходит на все случаи жизни, стала дополняться крупными укра шениями, цепями под золото или серебро, цена которых никого не обманывала. Бижутерия стала прекрасной альтернативой укра шениям из драгоценных камней и металлов, позволила каждой женщине выглядеть стильно и элегантно, следовать переменчивой моде на украшения, что не все могли позволить себе раньше.

Родословная бисеринки.

NEWTONE