Меню
NEWTONEKINDER

Орнаменты, используемые в бисероплетении

При работе с бисером чаще всего используются геометрические и растительные мотивы орнамента. Это объясняется тем, что геометрический орнамент наиболее легок в исполнении. Состоит та кой орнамент из кривых и прямых линий. Орнаментальная ком позиция создается с помощью чередования отдельных элементов и фигур, идущих в ряд, расположенных по вертикали, горизонтали и диагонали. Самой используемой фигурой в составлении геометрического орнамента является ромб. Вариации его использования различны: продление стороны, пересечение диагоналей, присоеди нение маленьких ромбообразных элементов. Ромбы могут быть как основой всей композиции, так и дополнением к другим мотивам. Орнамент с использованием растительного мотива может быть различным по характеру композиции и степени стилизации расти тельных элементов. Если цветовая гамма изделия ограничена ко личеством цветов, то основное внимание в разработке композиции уделяется графическому моменту. Подобным образом решали композицию орнамента в тканях Италии и Турции еще в XV — XVII ве ках. Рисунок турецких тканей имел предельно стилизованное изо бражение цветов — гвоздики, гиацинта, тюльпана, шиповника, плодов граната, а также отличался четкой симметрией построения орнамента. Самым распространенным мотивом итальянского ор намента была так называемая готическая роза, корона, плод гра ната (стилизованный), а также плод ананаса. Основным принципом построения композиционного центра в таких тканях был цветовой контраст, в рисунке использовалась плоскостная трактовка, кото рая давала полное обобщение всей композиции в целом. Стилизо ванный орнамент больше приближался к геометрическому . Боль шее количество оттенков и тонов в композиции делало изображение более реалистичным и визуально приближало его к живописному натюрморту. Орнаменты в тканях эпох барокко и рококо в изоби лии демонстрируют цветовое разнообразие, а также использование завитков, лент, бантов, фруктов. Композиционное решение допол няется архитектурными мотивами и изображением птиц. Именно такие орнаменты использовались в каймовой композиции гобеле нов XVU — XIX веков. Так как бисер является не совсем обычным материалом, то в его плетении используется геометрический тип узора. Однако вышивка бисером по ткани дает большее разнооб разие орнаментов и возможность придумать композицию, имити рующую тканый гобелен.

Обязательным условием создания такого рисунка является пра вильное соотношение размера бисера и обшиваемой площади ри сунка. Если калибр бисера достаточно мелок, то рисунок получит ся более реалистичный и живописный. Это позволяет украсить сложной композицией поверхность таких предметов, как шкатулка, сумочка, кошелек, обложка, но редко применяется в декорировании украшений. Исключением служат разве что тканые гайтаны, пояса и галстуки, площадь которых позволяет вышить бисером сложную живописную композицию.

NEWTONE