Меню
NEWTONEKINDER

Основы цветовой гармонии

Далее будут описаны факторы, оказывающие существенное влияние на качество и художественную ценность изготавливаемого квилта. Это рукоделие учитывает опыт художников и мастеров, представляет некоторые законы, по которым строится гармония. Конечно, можно пропустить эту часть раздела и совершенствоваться в квилтинге в соот ветствии с собственным опытом. Но даже при наличии хорошего художественного вкуса лучше хотя бы бегло ознакомиться с данной частью раздела.

Цвет. Нет необходимости объяснять, какое значение в лоскутном шитье имеет цвет. От умения его использовать, способности создавать гармоничную палитру красок зависит художественная ценность и привлекательность будущего изделия. К тому же всем изве стно, какое эмоциональное воздействие оказывает цвет на человека.

Поэтому, прежде чем приступить к подбору тканей для осуществления своей задум ки, обратитесь к изучению законов гармонии, построенных на цветовом спектре. Итак, всем известны три основных цвета: крас ный, синий и желтый. Остальные цвета получаются в результате их смешения. Когда используются различные сочетания красок, необходимо соблю дать гармонию (т. е. равновесие), которая может создаваться как при сочетании близких друг к другу цветов, так ив результате их контраста.

Чтобы помочь определить, насколько близки или контрастны между собой цвета, для наглядно сти следует представить цветовой круг, который и рассматривают как основу гармонии цвета. Цвета на нем обозначены цифрами (рис. 218).

Ткань

Основные цвета на рисунке расположены симметрично относи тельно друг друга: красный, желтый, синий. В проме жутке между ними находятся дополнительные: оранжевый, зеленый, фиолетовый. Каждому основ ному цвету с противоположной стороны соответству ет контрастный дополнительный. Например, основной желтый цвет контрастен противолежащему ему фиолетовому. Рядом расположенные секторы круга дают спокойное сочетание.

Если использовать в лоскутной работе сочетание тканей контрастных цветов в непо средственном контакте друг с другом, то усилится световое воздействие каждого из этих цветов. Поэтому, когда требуется ослабить этот эффект, используют лоскуты ткани про межуточных оттенков. При желании добиться гармонии в изделии путем использования спокойных сочетаний следует подобрать ткани, окрашенные в цвета, расположенные в цветовом спектре по соседству.

Интересное впечатление создают узоры из лоскутов, составляющих монохромную цветовую гамму. Эти оттенки зависят от добавления в чистый цвет (например, зеленый) белого для получения более светлых тонов или черного — для темных .тонов. При исполь зовании тканей такого эффекта можно добиться не только прямым смешением красок, но и подбором лоскутов, в которых роль добавочных красок играет присутствие в рисунке дополнительного цвета в различных пропорциях по отношению к основному.

Цветовое соотношение. Каждый цвет обладает разным световым воздействием. Самый сильный из них по этому признаку, конечно, желтый. Его светоносность максимальна. противоположный ему — фиолетовый — обладает минимальным световоспроизведением. Поэтому, чтобы добиться большего эффекта от сочетания этих цветов, соблюсти равнове сие, нужно грамотно использовать их соотношение. Известный педагог Иоанн Иттен создал учение о цвете. В нем он установил числовые пропорции, при которых происходит зритель ное уравновешивание цветов. Они выглядят примерно следующим образом:

—  желтый и фиолетовый — 1:4;

—  красный и зеленый — 1:1;

—    оранжевый и синий — 2:3.

Конечно, при работе их не стоит строго соблюдать, мучительно измеряя площади замысловатых фигур. Тем более что, как правило, в изделии используются ткани не только в двух чистых цветовых сочетаниях спектра.

Однако на первых порах, если еще нет оснований полностью доверять своему чувству вкуса и интуиции, лучше хотя бы приблизительно оценить на глаз цветовое соотношение задуманного изделия. Следует иметь в виду, что при различном типе освещения окраска ткани может проявить себя неодинаково. Поэтому ее предлагается оценивать при дневном освещении.

Еще хотелось бы напомнить о существовании такого понятия, как теплые и холодные цвета. К первым относятся оттенки красного, оранжевого, желтого. Различные варианты синего, зеленого производят впечатление холодных цветов. Они меньше бросаются в глаза в сравнении с теплыми. Чтобы добиться гармонии в рисунке, основное предпочтение следует отдавать холодным оттенкам.

Немаловажная роль принадлежит фону, на котором происходит игра красок. Так, черный позволяет им выглядеть ярче, выразительнее. На белом фоне цвета кажутся темнее. А серый цвет способен приглушать, смягчать общее впечатление. Если все-таки подготовленная к стачиванию работа выглядит несколько тускло, сделайте небольшой акцент, добавив в нее детали черного (можно тёмно-фиолетового) или желтого цвета. А если лицевая часть изделия выполнена в стиле аппликации, можно просто в нескольких местах обозначить контуры рисунка.

Топ. Тону следует уделить особое внимание при работе в стиле лоскутной техники. Ведь именно он, как правило, определяет контрастность содержащихся в изделии элементов. Необходимо учесть, что, если две рядом расположенные детали имеют различную окраску, но близки по тону, в готовом рисунке можно не увидеть границы между ними. На черно-белых фотографиях и рисунках различие тонов очевидно. Чтобы легче было представить, как будет смотреться лоскуток в работе, рассмотрите его в группе с другими, расположив ткани рядом и оценив их с определенного расстояния.

Цвет и тон способны оптически изменять размер, создавать пространственные иллю зии. Таким образом можно добиться, например, эффекта объемности.

NEWTONE