Меню
NEWTONEKINDER

Аппликация из соломки

Аппликация из соломки
Солома в качестве поделочного материала издавна применяется во многих странах. Из ближнего зарубежья можно отметить искусство народных умельцев Беларуси, Украины и Молдовы. Циновки, сумки, игрушки и коврики, сделанные их руками, известны далеко за пределами этих стран.

Соломка, с художественной точки зрения, является очень интересным материалом для аппликаций. Ее волокна, имеющие глянцевитую поверхность и отливающие всеми оттенками золота и перламутра, могут максимально отражать свет только под определенным углом. Эти свойства используются умельцами, которые в своих поделках всегда размещают волокна соломки под разными углами по отношению к свету. В результате различные панно, эстампы играют всеми оттенками — от глянцевитого золотого до матового соломенного.

Для аппликаций подойдет солома практически любых злаков: пшеницы, овса, ржи, проса, риса, ячменя и т. д. Кроме того, можно использовать такие растения, как куриная слепота, пырей, тимофеевка, мятлик и овсяница луговая. Они по строению очень сходны с соломой и вполне годятся для поделок. Еще можно упомянуть про оставшиеся в земле короткие соломенные стебли — их тоже можно использовать для изготовления аппликаций.

Заготовка и обработка соломы

Солому для аппликаций заготавливают в конце лета, когда она приобретает все оттенки золотистого цвета. Делают это как до, так и после обмолота зерна. Более всего используется средняя часть стебля. Стебель, имеющий цилиндрическую форму, разделяется узлами (прочными перегородками) на междоузлия. Обычно узлы в ходе заготовок срезаются, в работе используются междоузлия. Надо заметить, что многие при заготовке соломы не обращают внимания на листья, располагающиеся около узлов. Их совершенно напрасно выкидывают, ведь они вполне могут пригодиться для создания в аппликациях определенного фона или для придания поделке нужного оттенка.

На первый взгляд кажется, что соломка имеет максимум два оттенка — золотистый и желтый. На самом деле насчитывают около 100 оттенков соломы: от зеленоватого и серебристого до красноватого, фиолетового и темно-коричневого.

Самой плотной считается ржаная солома, а мягкой — овсяная и пшеничная.

Обычно исходный материал не сразу идет в дело: прежде всего нужно заготовить соломенные ленты. Их обрабатывают холодным и горячим способами.

Самым простым считается холодный способ. Соломины разрезают вдоль ствола, потом раскрывают в стороны и в конце проглаживают с помощью колец ножниц. Нажим должен быть достаточно сильным. При холодном способе обработки ленты получаются Эластичными и блестящими.

Для обработки горячим способом понадобится утюг и стопка газет. Соломины помещают на газеты, на них сверху ставят горячий утюг. Нагреваясь от утюга, солома, распадается на узкие плотные ленты. Чтобы сделать их эластичными и широкими, нужно перед проглаживанием выдержать соломины в горячей воде (температура 60-80 °С), затем разрезать острым ножом вдоль ствола, раскрыть на обе стороны и, наконец, прогладить горячим утюгом.

Окрашивание в различные оттенки

В процессе работы над аппликацией возникает необходимость изменить оттенок соломки. Как уже говорилось, природные ее оттенки весьма разнообразны: от желтоватого до сиреневого и розового. Чтобы получить темно-коричневые оттенки, нужно подержать соломенные ленты некоторое время под горячим утюгом. Для этого ленты раскладывают на газеты и ставят на них утюг. Чем больше температура нагрева утюга и время выдержки, тем насыщеннее будет тон материала.

Если подготовленные ленты положить на противень или решетку и поставить их в горячую духовку, то можно получить цвета от коричневого до почти черного.

Для придания соломе золотисто-желтого оттенка нужно прокипятить ее в растворе питьевой соды; розоватый цвет получается в результате кипячения в растворе марганцовки. Яркие, насыщенные цвета получаются при окрашивании соломы анилиновыми красителями. Из других окрашивающих средств можно назвать морилку и цветные лаки.

Выбор фона и клея для аппликаций

В качестве фона можно использовать различные материалы, имеющие плотную фактуру. Это могут быть срезы дерева, доски, фанера, оргалит, картон, бархатная бумага и т. д.

Если выбрано дерево, то его лицевую поверхность можно отделать по-разному: окрасить масляной краской и покрыть мебельным лаком или обойтись благородной просто той — не красить вообще.

Цвета фона выбирают в зависимости от вкуса и желания: оттенки от черного до светло-зеленого и желтовато-коричневого.

Клеят соломку с помощью казеинового клея, БФ-2, Уникума, Момента и т. д.

Техника выполнения аппликации

Чтобы сделать качественную аппликацию, следует помнить, что здесь сплошная заклейка недопустима: вокруг изображений должно быть больше пространства, мелкие детали не усложняют композицию.

Составляя эскиз, не забывайте о том, в каком направлении планируется расположить ряды соломок. Можно воспользоваться простым карандашом и наметить с его помощью линии приклеивания.

При переведении эскиза на фон на его обратной стороне наносят сплошной штрих с помощью белого карандаша или остро заточенного кусочка мыла. После нанесения штриховки обработанную сторону кладут на фон и делают прорисовку простым карандашом, стараясь не пропустить все линии. В итоге белые линии переведенного рисунка не будут пачкать аппликацию. Черную штриховку применяют для аппликаций на светлом фоне.

Соломенные ленты до наклеивания нужно рассортировать по цвету, раскладывая их по разным местам. После сортировки ленты нарезают на отрезки нужно размера. Из эскиза вырезают нужное изображение, разрезают его на составные части (например, лист разрезают по прожилкам пополам), промазывают клеем какую-либо часть, затем переносят ее на бумагу и начинают наклеивать на нее отрезки соломенных лент. Они должны заходить за границу изображения. Отрезки укладываются достаточно плотно, без просветов.

Аппликацию после наклейки необходимо выдержать под массивным грузом. Когда наклейки высохнут, лишнюю солому срежьте по краю изображения. Выполненную таким образом наклейку нужно промазать клеем с обратной стороны и поместить на выбранный фон. Изображение следует высушить под грузом повторно.

При другом способе ленты сплошь наклеивают на бумагу, стараясь не допускать просветов. Из такого заклеенного полотна можно выкраивать самые различные формы. Если оттенок аппликации не совсем устраивает, то можно оттенить нужные места, при меняя выжигание.

Готовую вещь лучше поместить под стекло и окантовать, так как под стеклом поделки из соломы дольше сохраняются.

При создании композиций из соломки следует руководствоваться не только своим вкусом — помочь здесь может природа: именно она преподносит готовые сюжеты для аппликаций. Соломкой можно выкладывать изображения домов, людей, деревьев, цветов — все, что угодно. Работы соломкой особенно хороши, когда в них сочетаются тонкий ажурный рисунок и сплошная масса. Важно подумать, в каком направлении класть стебель, так как это создает особую игру света, блеск.

NEWTONE